Загадочная перекличка блеска в «Операции “Ы”» (3): прожектор пере… Ленина ;))

В любом произведении всегда есть своя сигнальная система. Это те смыслы и намёки, которые автор явно или не очень старается донести до зрителя. Разгадать их порой не получается, однако это же не повод не пытаться!  ))

В “ШурЫке”;))  Гайдай в каждой из новелл обозначил два визуальных артефакта: рефлектор и небольшой, но явно акцентирующий на себе внимание, металлический предмет.

Можно только догадываться, случайность это или нет. И ещё больше – размышлять, что Леонид Иович данными средствами хотел сказать. Истинно точного разоблачения уже не добиться, поскольку и Режиссёра уже нет с нами, и не оставил он никаких подсказок к разгадке.

Остаётся довольствоваться предположениями и черпать логику из контекста шестидесятых; из примеров того социально-общественного мимесиса)), так сказать. А также, принимать к сведению настроения, которые витали в тогдашней кино-творческой среде.

Немного об “оттепели”

Ну, оттепелью тот период назвать всё-таки сложно, ибо Хрущ, лысо солировавший во главе государства, был абсолютным сумасбродом и вообще заложил начало конца СССР. А вот для тех, кого сейчас принято называть либералами (в уничижительном ключе), для тех – да, это была оттепель.

Стало можно творить всякое. И пусть потом этих самых творцов тот же Хрущёв и поприжал, однако многие “ниспровергающие” идеи получили буйное развитие, особо густо заколосившись как раз в арт-среде.

В принципе, т.н. новые идеи, направленные на критику и слом текущего/недавносозданного настоящего, всегда были и будут. Это что-то вроде взросления и подросткового бунта: конфликт отцов и детей.

Так и в “оттепель”:

  • Аа! Отец народов Сталин – тиран!!
  • Ааа! Соцреализм – это застывшая Вечность! Даёшь слом старого/ветхозаветного! Долой украшательства, да здравствуют «разоблачения»!!

Появляются первые фильмы о {хороших и само собой неимоверно трагичных} зэках, начинается осторожная ирония по поводу строя, очеловечиваются и развоплощаются в обывательскую ничтожность многие, ранее возведённые в святость, личности. Появляются анекдоты про Чапаева, идёт подтрунивание над плакатами и лозунгами, даже на Ленина малюются пасквилеподобные художества:

Элий Белютин «Реквием», 1962 (Третьяковская галерея)

То есть, настроения витают вполне себе ироничные. И совершенно неудивительно, что в “Ы”-шедевре Гайдая – творческого работника, целиком и полностью принадлежавшего среде, где цвели вышеописанные нонконформистские мысли, – встречаются не просто намёки, но и юмористическое переосмысление в чём-то уже канонического фильма «Ленин в 1918 году».

Теперь, с позиции {какого-никакого))} знания контекста эпохи — аналогии в статьях станут понятнее. Что они не безумие автора))), а вполне себе результаты анализа и исторической действительности.  ;))

Рефлектор III

По косвенным признакам получается, что «Операция “Ы”» пронизана темой Ленина. И прожектор тут (вернее, его производная: луч) – немаловажная деталь.

Ведь Владимир Ильич — светоч и великий ум. Вождя мировой революции часто изображали на фоне сияния луча/лучей света.

Потому есть подозрение, что в «Операции» прожектор (вернее, его сведение к рефлектору как к общему) акцентированно намекал на товарища Ульянова.

Вспоминая написанное (1, 2) и выстраивая выводы в ряд, можно определить следующую трилогию.

В первой новелле «Напарник» рефлекторы задвоены:

рефлектор I

Их можно проаллегорить как глаза. Всевидящие очи смотрят же лучами? Вот и.

Парные прожекторы наблюдают из фильма за зрителем, приглашая к диалогу.

(а можно и обывательски заметить автофургон с надписью “Милиция”; что даёт название кадру – ВЛАСТЬ)

Во второй новелле «Наваждение» рефлектор уже проламывает четвёртую стену

рефлектор II

и вторгается в настоящий мир.

(или, раз дело происходит в стенах Урании, название кадру – НАУКА)

Вторгается, чтобы заявить о переформатировании канона.

рефлектор III

(а не является ли третий кадр квинтэссенцией первых двух: власть и наука? Наука и власть… НАУКА ВЛАСТВОВАТЬ!! — название тем более верно, если учесть, что переговоры троицы с директором базы Петуховым закончились их крепкой сцепкой!;)))

Вот такая вот серия догадок о значении рефлектора в комедии «…и другие приключения Шурика».

Потому что рефлектор — есть…

Прожектор перестройки

Прожектор Пэрис Хилтон

…прожектор — это Ленин!!  )))

Ритм второй: металлический блеск загадочного предмета

Ну, как «загадочного»? Секрет очень прост, но в силу десятилетий, прошедших со времени, когда такие мелочи были обыденностью, назначение этого предмета будет известно лишь людям пожившим. Или – обладающим логикой и смекалкой!  ;)))

А пока ретроспектива.

С предуведомлением: если рефлектор служит идее, то металлический предмет олицетворяет, скорее, знак того, что на кадр, где такой предмет замечен, следует обратить особое внимание.

Первая новелла отметилась металлической рулеткой.

Значение   =>   троллинг советских плакатов.

(или. Раз речь постоянно о Ленине, то троллинг не плакатов вообще, а — ниспровержение ленинского плакатного имиджа)

Во второй истории металл заблестел кольцом на пальце.

Значение   =>   персонаж отдалённо напоминает маленького Ленина с октябрятской звёздочки.

(или — очередное разрушение канона: очеловечивание Ленина с небес символизма)

Заключительный сюжет засверкал и вовсе таинственным (для молодого современника из XXI века) предметом!

что за металлический блестящий предмет находится на плите справа от кастрюль?  ;)))

А предназначение сей штуки в том, что.

Сейчас в подавляющем большинстве квартир на кухне стоят электрические и даже индукционные плиты. Раньше же повсюду царили плиты газовые. В наши дни такая плита оснащена электроподжигом. А если и нет, что для воспламенения используют опять-же-электро_поджиг, только ручной.

В доэлектрические времена газ включали таким гениальным изобретением человечества, как спички!! Но куда после поджига девать их обугленные трупики???  )))

И воттт! Металлический предмет на плите – спичечница!! Туда складывались почерневшие деревянные палочки.

Но что этим хотел сказать Гайдай?

Тут версии {среди меня} расходятся.

Правда, все они [версии] всё равно и опять же => вертятся вокруг ленинской тематики.

Быть может, это:

  1. намёк на то, что Владимир Ильич очень любил детей? Вон как Шурик нежно держит девочку {Ленку}!
  2. подтверждение ленинского тезиса, что даже кухарка может управлять государством? Как Шурик – плитой!
  3. или вообще — отражение (уже тогда начавшейся??) дискуссии о том, что Ленина надо перезахоронить? А то и – о, боже!! – кремировать??? Недаром предмет – что-то вроде пепельницы…

Шутки шутками, но подобная спичечница весьма необычна для обычной кухни.

В массе, использованные спички просто выбрасывали в мусорное ведро. Многие хозяйки – чтобы не мотаться из-за такого незначительного повода от плиты – ставили, да, какую-нибудь коробочку. Как правило это была опустевшая жестянка (например) из-под конфет. Ну а что? Красиво же должно быть!

Но чтобы вот так вот? В такой хромированной простоте?.. Да ещё в квартире у бабушки? Которая уж точно выросла не на вкусах к техническому минимализму!..

Так что спичечница знатная. И на что-то намекает! Возможно, и — на описанное выше.  ;))

На этом самое зыбкое расследование, основанное лишь на туманных предположениях и неясных догадках, но с оглядкой на исторический контекст, — завершено.

Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить!

Это, по-видимому, главный вывод!!  )))

А разгадывание комедии «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» не заканчивается.

Впереди – размышления о более явных (чем гадание на рефлекторах)) кадрах и смыслах.  :))

.