А можно ли Дали назвать настоящим художником?

Что делает рисующего человека мастером, достойным остаться в веках?

Почему одна живопись воздействует глубинно, а другая – как у Дали, например, – напоминает комиксы?

Кстати, а что вообще несут в себе живопись и изображение?

Что такое живопись?

После появления фотографии работа художника резко переформатировалась. В рисунке стало не нужным точное соответствие действительности. И даже идеи, доносимые полотном, – будь то религиозный или мифологический сюжет, трактовка жизни через символы, или просто отображение реальности – отошли на второй план.

Импрессионисты совершили первый рывок не к мирскому и дольному, но к чувствам и внутреннему миру человека. Что нашло выражение в экспериментах с формой и цветом.

Каждый художник до-эпохи Дали самобытен и оригинален. Каждый является если не создателем, то выразителем определённого течения. «Техники» [стиля, в котором написана картина], как сказал бы обыватель.

Однако эта «техника» – и есть сам художник! Его суть, душа, мысли. Личность. Всматриваясь в ту или иную картину, мы ведём диалог с внутренним миром художника.

Но есть ли внутренний мир Дали в его картинах? Присутствует ли он в них сам => призмой, через которую преломляется душа его?

Техники Сальвадора Дали

А вот применительно к экстравагантному усачу слово «техники» подходит как нельзя лучше! Некоторые из них были представлены на выставке «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА», проходившей в Питере по рубежу 2021-2022 годов.

В самых известных его работах присутствует гиперреализм:

galarina
Галарина, 1945

И даже, я бы назвал, двойной гиперреализм или стереореализм. Проще (и современным языком) говоря — 3D:

Dali Lifting the Skin of the Mediterranean Sea to Show Gala the Birth of Venus
Стереоскопическое произведение «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры», 1978

В некоторых картинах он применял известные приёмы, создавая привычные глазу эстампы:

Portlligat Garden
Сад в Порт-Льигате, ок.1968
Project for the Ceiling of the Palace of the Wind
Эскиз плафона «Дворец ветра», 1970
Portrait of Gala with Two Chops Balanced on Her Shoulder
Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, сохраняющими равновесие на её плече, ок.1934

Другие — подобны дешёвым журнальным иллюстрациям или наивным  и простеньким рисункам уличных живописцев:

Study for - Galacticalacidesoxiribunucleicacid _ Homage to Crick and Watson
Этюд к картине «Galacidalacidesoxiribunucleicacid. Посвящается Фрэнсису Крику и Джеймсу Уотсону», 1963
Figure and Drapery in a Landscape
Фигура и драпировка на фоне пейзажа, 1935
05 Gala Contemplating the Apparition of Prince Baltasar Carlos - After _The Prince Baltasar Carlos on Horseback_ by Diego Velázquez
“Гала созерцает появление принца Бальтазара Карлоса”. По мотивам картины Веласкеса «Конный портрет принца Бальтазара Карлоса», ок.1981

Иногда мастер указывал, откуда он взял тот или иной мотив. Иногда это был прямой перифраз известных полотен, как в случае с «Галариной» {с «Форнарины» Рафаэля}. А иногда иронично и самодовольно копировал великих:

06 After _A Political allegory_ by Leonardo da Vinci
По мотивам рисунка Леонардо да Винчи «Аллегория с волком и орлом», ок.1950х

Где-то Сальвадор не гнушался и фотоколлажем:

10 Ultra Surrealist Corpuscular Galuska
“Ultra Surrealist Corpuscular Galutska” из серии «Воспоминания о сюрреализме», 1971

Многие произведения Дали насыщены его возлюбленной Галой. Ещё больше – пронизаны темой секса. Совмещённой, надо отметить, с попытками трансформации фигур:

William Tell and Gradiva
Вильгельм Телль и Градива, 1932

Вообще, секс весьма занимал маэстро. И всё-таки не в виде порнографии, как с Вильгельмом Теллем, а — намёком:

Gradiva-1938
Градива, 1938
Gradiva-1939
Градива, ок.1939
Study for a Folding Screen
Эскиз трёхстворчатой ширмы, 1952

Ну и конечно, слияние! Тема секса и тема Галы (фотография карандашного эскиза сделана автором статьи сбоку и улучшена им же в фоторедакторе))):

Study for _Gala's Foot
Эскиз к картине «Ступня Гала», ок.1974

И что? Что можно увидеть в творчестве Дали?

Чем наполнены картины художника? Есть ли там какая-то Идея?

Смысл творчества Дали

Идея есть. И это — эпатаж! В нём Дали, безусловно, гениален.

Но эпатаж – это всего лишь мирская слава, а не Вечность. Хотя испанцу и удалось въехать во вторую на первом.  ))

Рассматривая картины Дали, понимаешь, что если отвлечься от некоторой фантасмагории, то по сути техника человека, имеющего художественное образование, — весьма посредственна.

Рисунок вялый. В нём нет ни биения/экспрессии, ни жизни. Цветовая палитра довольно простая. Оригинальные мазки? Нет: либо повтор находок других художников; либо (и почти полностью) это не мазки, а размывка. Даже сами композиции его работ довольно скучны. В них нет построения чего-то нового, нет поиска.

Оно и понятно. Когда у тебя (по прикидкам некоторых искусствоведов) порядка десяти тысяч (!!) экспонатов, качество неизменно теряется. Оно, качество, выхолащивается в конвейер. Тут не до поисков, тут штамповка.

Усач нашёл пару ходов – расплавленные часы и носатый профиль, к примеру – и гонит их от картины к картине.

Оттого и мир его творчества искусственный. Коммерческий. Это сухой расчёт и компиляция известного.

А! Ну и секс.

Гениальный рисунок Дали

Как в своё время Фрейд, так и Дали — использовали древние механизмы человеческой психики и, так сказать, плюнули в Вечность. Эпатажем и прыжками на интимном.

Вообще, Фрейд и Дали – предвестники нынешних боевых меньшинств. Когда секс это не личное, но политический манифест.

И только здесь, в единении с Фрейдом, Дали удалось вырваться за пределы своего плоского (с художественной точки зрения) творчества. Экстравагантный испанец создал образ, насыщенный тугой энергией и даже дуализмом:

Homage to Sigmund Freud
Посвящается Фрейду, 1972

Издали линии складываются в лежащую девушку, облокотившуюся и порывисто обернувшую голову. Но в приближении цельность рассыпается и перед взглядом впечатлительного зрителя предстаёт фантастическое насекомое с хищными жвалами, приподнявшееся на членистоногих когтях-щупальцах и скользко волочащее жирное подрагивающее тело…

В линиях есть экспрессия, схвачено движение, характер. Изображение волнующее и живое.

Так можно ли Дали назвать настоящим художником?

Нет.

Владелец муравьеда, обладатель пиджака из шкуры жирафа и шляпы, украшенной протухшей селёдкой, — сознательный манипулятор, но не Художник.

Видения его модулируемы. Они, по сути, есть интеллектуальное нагнетание бессознательных символов, взятых у других и открытых другими же. То есть, коммерческое и бездушное ис-поль-зо-ва-ни-е. А использование это не гениальность. Это фальсификация и дурновкусие, желающие казаться подлинным искусством. Китч!

Настоящее искусство, обыгрывая символы, проносит их сквозь художественную метафору. Символы в искусстве насыщены/отличаются историко-культурным под- и контекстом.

А образы Дали, будучи компиляцией, приправлены лишь странным. В его образах нет тайны. Они – просто странные. Диковатая мода и эпатаж. Это лишь миф. Миф о самом себе, о великом Дали (великий – так он сам себя называл и проповедовал другим).

Собственно, усач мог даже ничего и не писать. Он стал частью мировой поп-культуры больше из-за своих выходок. Он – гений. Но гений как маркетинг, как бизнес-проект. Он бренд. Причём бренд, выкованный не столько собой, сколько превозносимой им Галой. Чей продюсерский талант позволил расцвести поп-таланту «короля безумия» – Сальвадору.

Дали — искусственный человек-личный-миф, творческий манипулятор и гениальный эпатажник. Но не настоящий художник, не Мастер, нет.

.

.

.