А можно ли Дали назвать настоящим художником?
Что делает рисующего человека мастером, достойным остаться в веках?
Почему одна живопись воздействует глубинно, а другая – как у Дали, например, – напоминает комиксы?
Кстати, а что вообще несут в себе живопись и изображение?
Что такое живопись?
После появления фотографии работа художника резко переформатировалась. В рисунке стало не нужным точное соответствие действительности. И даже идеи, доносимые полотном, – будь то религиозный или мифологический сюжет, трактовка жизни через символы, или просто отображение реальности – отошли на второй план.
Импрессионисты совершили первый рывок не к мирскому и дольному, но к чувствам и внутреннему миру человека. Что нашло выражение в экспериментах с формой и цветом.
Каждый художник до-эпохи Дали самобытен и оригинален. Каждый является если не создателем, то выразителем определённого течения. «Техники» [стиля, в котором написана картина], как сказал бы обыватель.
Однако эта «техника» – и есть сам художник! Его суть, душа, мысли. Личность. Всматриваясь в ту или иную картину, мы ведём диалог с внутренним миром художника.
Но есть ли внутренний мир Дали в его картинах? Присутствует ли он в них сам => призмой, через которую преломляется душа его?
Техники Сальвадора Дали
А вот применительно к экстравагантному усачу слово «техники» подходит как нельзя лучше! Некоторые из них были представлены на выставке «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА», проходившей в Питере по рубежу 2021-2022 годов.
В самых известных его работах присутствует гиперреализм:
И даже, я бы назвал, двойной гиперреализм или стереореализм. Проще (и современным языком) говоря — 3D:
В некоторых картинах он применял известные приёмы, создавая привычные глазу эстампы:
Другие — подобны дешёвым журнальным иллюстрациям или наивным и простеньким рисункам уличных живописцев:
Иногда мастер указывал, откуда он взял тот или иной мотив. Иногда это был прямой перифраз известных полотен, как в случае с «Галариной» {с «Форнарины» Рафаэля}. А иногда иронично и самодовольно копировал великих:
Где-то Сальвадор не гнушался и фотоколлажем:
Многие произведения Дали насыщены его возлюбленной Галой. Ещё больше – пронизаны темой секса. Совмещённой, надо отметить, с попытками трансформации фигур:
Вообще, секс весьма занимал маэстро. И всё-таки не в виде порнографии, как с Вильгельмом Теллем, а — намёком:
Ну и конечно, слияние! Тема секса и тема Галы (фотография карандашного эскиза сделана автором статьи сбоку и улучшена им же в фоторедакторе))):
И что? Что можно увидеть в творчестве Дали?
Чем наполнены картины художника? Есть ли там какая-то Идея?
Смысл творчества Дали
Идея есть. И это — эпатаж! В нём Дали, безусловно, гениален.
Но эпатаж – это всего лишь мирская слава, а не Вечность. Хотя испанцу и удалось въехать во вторую на первом. ))
Рассматривая картины Дали, понимаешь, что если отвлечься от некоторой фантасмагории, то по сути техника человека, имеющего художественное образование, — весьма посредственна.
Рисунок вялый. В нём нет ни биения/экспрессии, ни жизни. Цветовая палитра довольно простая. Оригинальные мазки? Нет: либо повтор находок других художников; либо (и почти полностью) это не мазки, а размывка. Даже сами композиции его работ довольно скучны. В них нет построения чего-то нового, нет поиска.
Оно и понятно. Когда у тебя (по прикидкам некоторых искусствоведов) порядка десяти тысяч (!!) экспонатов, качество неизменно теряется. Оно, качество, выхолащивается в конвейер. Тут не до поисков, тут штамповка.
Усач нашёл пару ходов – расплавленные часы и носатый профиль, к примеру – и гонит их от картины к картине.
Оттого и мир его творчества искусственный. Коммерческий. Это сухой расчёт и компиляция известного.
А! Ну и секс.
Гениальный рисунок Дали
Как в своё время Фрейд, так и Дали — использовали древние механизмы человеческой психики и, так сказать, плюнули в Вечность. Эпатажем и прыжками на интимном.
Вообще, Фрейд и Дали – предвестники нынешних боевых меньшинств. Когда секс это не личное, но политический манифест.
И только здесь, в единении с Фрейдом, Дали удалось вырваться за пределы своего плоского (с художественной точки зрения) творчества. Экстравагантный испанец создал образ, насыщенный тугой энергией и даже дуализмом:
Издали линии складываются в лежащую девушку, облокотившуюся и порывисто обернувшую голову. Но в приближении цельность рассыпается и перед взглядом впечатлительного зрителя предстаёт фантастическое насекомое с хищными жвалами, приподнявшееся на членистоногих когтях-щупальцах и скользко волочащее жирное подрагивающее тело…
В линиях есть экспрессия, схвачено движение, характер. Изображение волнующее и живое.
Так можно ли Дали назвать настоящим художником?
Нет.
Владелец муравьеда, обладатель пиджака из шкуры жирафа и шляпы, украшенной протухшей селёдкой, — сознательный манипулятор, но не Художник.
Видения его модулируемы. Они, по сути, есть интеллектуальное нагнетание бессознательных символов, взятых у других и открытых другими же. То есть, коммерческое и бездушное ис-поль-зо-ва-ни-е. А использование это не гениальность. Это фальсификация и дурновкусие, желающие казаться подлинным искусством. Китч!
Настоящее искусство, обыгрывая символы, проносит их сквозь художественную метафору. Символы в искусстве насыщены/отличаются историко-культурным под- и контекстом.
А образы Дали, будучи компиляцией, приправлены лишь странным. В его образах нет тайны. Они – просто странные. Диковатая мода и эпатаж. Это лишь миф. Миф о самом себе, о великом Дали (великий – так он сам себя называл и проповедовал другим).
Собственно, усач мог даже ничего и не писать. Он стал частью мировой поп-культуры больше из-за своих выходок. Он – гений. Но гений как маркетинг, как бизнес-проект. Он бренд. Причём бренд, выкованный не столько собой, сколько превозносимой им Галой. Чей продюсерский талант позволил расцвести поп-таланту «короля безумия» – Сальвадору.
Дали — искусственный человек-личный-миф, творческий манипулятор и гениальный эпатажник. Но не настоящий художник, не Мастер, нет.
.
.
.